Main menu:

Поиск по сайту

Рубрики

Август 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив







Вездесущий бетон. Часть 4

Внутри здания для удобства перехода с этажа на этаж есть не только лестницы, но и пандусы. В нем много приспособлений, облегчающих жизнь обитателям. Конечно, сегодня, в эпоху интеллектуальных домов, они уже не удивляют, но в свое время это был подлинный прорыв. Как это часто бывает с экспериментальными постройками, владельцы не оценили труд гения.

Правда, у них для этого был веский повод — плоская кровля стала протекать. В итоге вместо дополнительных удобств хозяева получили новые проблемы, что стало предметом судебного разбирательства, и в результате Ле Корбюзье пришлось заняться ремонтом.

В это время началась Вторая мировая война, ремонт не был закончен, в ходе боев дом был разрушен, а после окончания войны восстановлен и превращен в музей. Вилла Савой — не единственный частный дом, построенный архитектором, но она стала воплощением его принципов и одной из самых знаменитых построек. Воплощение тех же идей в многоквартирном доме — это 12-этажный «Лучистый город» (Ситэ радие) в Марселе, построенный в 1952 году.

При создании «жилой единицы» здесь соблюдались те же принципы комфорта и свободы планировки. Дом в самом деле целый город: в нем есть все, что нужно для жизни: магазин, медпункт, отель, спортзал, учебные заведения и даже отель. На крыше устроены плавательный бассейн и терраса для отдыха жителей.

Думается, что только бетонные конструкции позволяют столь вольно возносить на высоту почти полусотни метров многотонную водяную чашу. Фактура бетонной поверхности здания нарочито груба. К тому времени, когда появилась вилла Савой, знаменитый американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт с другой стороны Атлантики уже построил множество частных домов.

Облицованный натуральным камнем и благодаря этому растворяющийся в окружающем ландшафте «Дом у водопада» построен из железобетона, что заметно по большим выносам балконов и козырьков. В плане оригинального использования бетона интересны калифорнийские особняки архитектора.

Четыре особняка (Миллард-хаус, Сторер-хаус, Фриман-хаус и Эннис-хаус), построенные в 1923–1924 годах из так называемых «текстильных блоков» в окрестностях Лос-Анджелеса, образуют не менее любопытный цикл зданий, чем «дома прерий».

Вездесущий бетон. Часть 4