Main menu:

Поиск по сайту

Рубрики

Апрель 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архив







Каменистые сады

Не будет преувеличением сказать, что каменистые сады являются одним из высочайших достижений садоводства и ландшафтного дизайна.

И ярким тому доказательством является вся история садово-паркового искусства. На сегодняшний день, садоводство от регулярных садов и парков с подстриженными и видоизмененными деревьями перешло к созданию ландшафтов, близких к естественным. А от увлечения экзотическими видами и пышными формами — пришло к созданию утонченных, изысканных сортов.

Если окунуться немного в историю, то хочется сказать, что первые в истории сады с использованием природного камня появились в Юго-Восточной Азии. Духовные и религиозные представления народов стран этого региона никогда не противопоставляли человека природе, напротив — вода, растения, скалы, если и не обожествлялись, то во всяком случае были предметом преклонения. Утонченная культура Китая, Японии, Кореи, создала несравненные по красоте сады, в которых камень играет главенствующую роль.

Эстетика таких садов напрочь отвергает какую либо искусственность и симметрию. Если даже сады создавались не на основе естественного ландшафта, им всегда, так или иначе, придавался облик природного уголка. Здесь не встретишь чрезмерно броских растений — только местные виды.

В Европе каменистые сады или рокарии возникли в конце XVIII века, когда у садоводов проявился интерес к местной флоре. Попытки приручить горные растения к произрастанию на садовых грядах оказались неудачными, и в результате пришлось создавать для них участки, близкие к естественным условиям. Таким образом и возникли каменистые гряды, горки, стенки.

Более широкое распространение в Европе каменистые сады получили только в конце XIX века — тогда «альпийские» сады имели практически все крупные ботанические сады Германии, Англии, России. С XX века рокарии вошли в моду и стали неотъемлемой частью садов ландшафтной планировки, соответственно и требования к внешнему виду этих цветников стали более серьезными.

СТИЛИСТИКА КАМЕННЫХ САДОВ

По стилю, все каменистые сады условно можно разделить на 3 категории:

  • Ландшафтные - моделируют вид какого-либо горного или иного природного образования и соответствующего ему растительного сообщества.
  • Художественные (фантазийные, пейзажные) - создают выдуманный (или идеализированный) образ горной местности.
  • Коллекционные — строятся исключительно для выращивания растений в определенной среде.
  • Конечно, эта классификация довольно условна и отражает лишь общие тенденции развития рокариев — каждый садовод и дизайнер вправе самостоятельно выбирать и создавать свой неповторимый стиль. В этом деле, наиболее сложным является искусственное воспроизведение растительных популяций, соответствующих типу горной местности. От ландшафтного дизайнера требуется применение довольно серьезных профессиональных знаний.

    Что же касается строителей художественных и фантазийных садов, то они практически никак не связаны узами соответствия выдуманного пейзажа реально существующим ландшафтам, даже если этот путь не проще, то во всяком случае — рациональнее. В реальных работах рокарий чаще всего является художественным образом, декоративным элементом украшения сада и только в самых редких случаях — более или менее естественным природным уголком.

    «Альпийская горка» (альпинарий) — стиль, который был довольно популярен в конце ХІХ-начале XX века. Основной смысл таких каменистых садов заключается в показе флоры альпийских высокогорий. В целом альпинарии создавались либо как необычное парковое украшение, либо как коллекция растений. Несколько позже в них начали выращивать не только альпийские, но и прочие растения, хотя бы отдаленно напоминающие по облику горные.

    По стилю, эти рокарии, относятся к типу фантазийных садов. На основе художественных представлений того времени, этим сооружениям придавалась не столько естественный природный, сколько «художественный» облик. Подобные сады не требовали привязки к местности — они представляли собой холмы с террасами, расположенные одиночно, либо образующие подобие горной системы. Друг от друга террасы отделяли проходами и соединяли посредством лестниц, сложенных из обработанных плит.

    Все сооружение в целом окантовывали паребриком или же просто ограничивали камнями. Индивидуально для каждого растения посадочные лунки не организовывали, просто по всей линии террасы отделяли камнями. Традиционно центром композиции, ее пиком, являлся массивный вертикально стоящий камень, либо группа камней, символизировавших горную вершину. Для уравновешивания композиции, более плоские, но тоже массивные камни, укладывали по склонам на террасах. Используемые для построения такого рокария горные породы в большей степени ценились за декоративные качества, нежели за их соответствие требованиям растений. Именно поэтому в этих композициях туфы могли соседствовать с гранитами, известняками и даже с обломками колонн и фризов («руинами»). Зачастую, сооружения были настолько искусственными, что напоминали не горные массивы, а скорее некие декоративные пирамиды.

    Буквально совсем недавно рокарии такого типа были довольно широко распространены по всей Европе, но в связи с тем, что для выращивания горных растений они оказались очень неудобны, от них сначала отказались ботанические сады, а затем и ландшафтные дизайнеры. На сегодняшний день их можно встретить в первозданном виде только лишь в исторических парках. Но несмотря на явные художественные и агротехнические недостатки, альпинарии оказали огромнейшее влияние на вкусы дизайнеров-любителей — так называемые «альпийские горки» стали обязательным атрибутом множества приусадебных участков.

    «Каменистая горка» — это по сути дела современный вариант «альпийской горки». Она может представлять собой (в зависимости от вкуса и чувства меры хозяина) либо холм с хаотично разложенными по нему камнями, либо фрагмент горного ландшафта. «Горка» должна быть неразрывной составляющей общего ландшафта сада — связана с ним газоном, подчеркнута мощением, соединена с водоемом, изолирована от огорода, хозяйственных построек, пышных цветников. Вопреки расхожему мнению, достоинством «горки» является вовсе не ее высота, а естественность и пропорциональность — композиция считается тем продуманнее, чем меньше ее размер. Этому условию должно отвечать абсолютно все - детализация оформления, подбор камней, растений. Также не следует забывать и о том, что необходимо растениям, участвующим в композиции — для благоприятного развития горных видов требуется создание посадочных мест определенного типа: лунок, расщелин, склонов, террас. Если не считать только лишь очевидную пользу для растений, эти элементы сложения вносят в общую композицию определенное разнообразие. В идеале, «горка» должна смотреться эффектно в любое время года, причем, не только за счет растений, но и за счет красиво и естественно уложенного каменного материала.

    «Архитектурный рокарий» — это еще один вариант художественного террасированного каменистого сада. Рокарий такого типа является важной частью общей архитектурной композиции, в основе которой располагаются широкие прямоугольные террасы, находящиеся на разных уровнях и укрепленные подпорными стенками. По каменным лестницам можно подняться на террасы, и перейти с одной на другую, а к входу в дом ведет центральная лестница. Стенки выполнены из обработанного природного камня, блоки плотно подогнаны друг к другу. Для посадки растений оставляют специальные земляные «карманы», соединенные с грунтом террасы. Плоскости террас можно оформить по-разному — это может быть рокарий плоского типа, миксбордер, газон или бассейн. В обязательном порядке, на площадках террас высаживают низкорослые кустарники и хвойные медленнорастущие растения. Очень важную роль играют каскадные и почвопокровные виды хвойных, ковровые травянистые растения. В земляные полости (ниши и щели) подпорных стенок высаживают ампельные скальные виды - такие как, например, алиссумы, колокольчики, полыни, иберисы, и т.п. В общем, можно сказать, что современный архитектурный рокарий - весьма эффектный дизайнерский прием, элемент серьезного ландшафтного дизайна.

    «Ландшафтный рокарий» — современный стиль каменистого сада. Помимо того, что он в полной мере соответствует новой эстетике и архитектуре, он еще, что самое главное, обеспечивает растениям наилучшие и наиболее разнообразные условия для роста. Крупный рокарий такого типа способен объединять элементы разных горных образований в единую композицию: ущелий, впадин, скальных выходов, плато, водных каскадов, щебнистых склонов, а именно тех природных уголков, где горные растения наиболее комфортно себя чувствуют. Комбинация этих элементов и доминирование какого-либо из них в общей композиции зависят в первую очередь от размеров сада, а также и от особенностей рельефа местности. Такой рокарий удобнее всего строить недалеко от естественного склона — под ним несложно создать подобие каменистой равнины или горного луга, а сам склон оформить террасами, водным или сухим каскадом, или выходами скал. В этом деле важно лишь знать меру и не перегрузить композицию чрезмерно эффектными элементами: фонтанами, водопадами или нагромождением скал. Разумеется, что такой сложный комбинированный каменистый сад реально создать только лишь на достаточно большой площади. Если же обширных площадок для строительства нет, то вполне можно ограничиться созданием лишь одного из элементов горного ландшафта.

    «Террасированный склон» — пожалуй, при наличии крутого склона это наилучшее решение. Этот рокарий состоит из системы подпорных стенок разной высоты, формы и протяженности. Используемый для постройки камень может быть практически каким угодно. Способ сложения подпорных стенок - сухая кладка либо кладка на раствор. Если использовать плиточный известняк, то рокарий может напоминать развалины старинной крепости, а если колотый природный камень — обрушившуюся скалу.

    Вариантов по использованию тех или иных растений и комбинаций посадки в таком саду великое множество. Например, одним из возможных вариантов может стать сочетание высаженных на террасы карликовых древесных и каскадов спускающихся со стенок стелющихся видов растений.

    «Скалы», «утес». Такой рокарий может быть частью сложного ландшафтного сада, но способен произвести впечатление и в качестве самостоятельной композиции. «Скалы» — это вовсе не нагромождение камней, как может показаться на первый взгляд, а имитация естественного выхода горных пород. Создавать эти выходы следует лишь при наличии крутого склона и очень крупных каменных глыб, обработанных временем -оптимально, это должны быть вулканические породы, глыбы травертина или доломита. Абсолютно же не подходят для этих целей скатанные ледником гранитные валуны. В современной ландшафтном дизайне для облегчения работы довольно часто стали использовать искусственные пластмассовые камни.

    Безусловно, подобное строительство «скал» требует от дизайнера высочайшего художественного вкуса и профессионального мастерства. Способ укладки камня при такой постройке аналогичен сложению стенки сухой кладкой, несравнимо более высоких трудозатратах. Посадочные места для растений — расщелины организуют в процессе строительства. В момент укладки высаживают древесные формы. Виды используемых растений довольно необычны — это горные сосны, можжевельники, скальные и высокогорные виды: карликовые папоротники, ампельные колокольчики, полыни, седумы, и т.п. В данном случае растения не должны доминировать в композиции и отвлекать внимание от камней — рокарий такого типа в первую очередь интересен не садом, а эффектным дизайнерским приемом.

    «Горный склон» — это достаточно сложный тип ландшафтного сада, условно моделирующий альпийское высокогорье. Это своеобразная горная осыпь, закрепленная группами карликовых сосен. Такой сад проще всего разместить на крупном покатом склоне. Чтобы создать композиции по всей площади склона, группами и поодиночке вкапывают каменные глыбы, которые должны имитировать скальные обломки. А неподалеку от них обязательно высаживают группы горных сосен. Также возможны посадки стелющихся хвойных других видов, к примеру — вересков, эрик, низкорослых рододендронов. Для «горного склона» совершенно недопустимы вертикально растущие формы — колонновидные и пирамидальные. Свободные от растений пространства заполняют разнокалиберным гранитным или (что еще лучше), состарившимся известняковым щебнем, в результате чего создается ассоциация с горными осыпями. Неподалеку с группами древесных размещают, так называемые «альпийские лужки» — небольшие участки низкорослых и почвопокровных растений. С этой целью, поверх щебня насыпают слой растительного перегноя и высаживают растения, типичные для альпийских лугов: карликовые осоки, эдельвейсы, дриады, горечавки, камнеломки, и т.п. Если правильно соблюдать пропорции, и естественным образом разместить камни и осыпи, такой рокарий будет напоминать высокогорное растительное сообщество. По своему стилю данная разновидность рокария наиболее близка к саду типа «горная долина».

    «Горная долина» — художественный пейзажный каменистый сад, имитирующий высокогорную долину. На самом деле такой рокарий является чисто художественной композицией и не моделирует естественное растительное сообщество.

    Его можно построить на протяженном покатом склоне, на участке с пологими холмами, а также на абсолютно ровном месте. Начинается создание рокария с размещения камней — подходят исключительно каменные глыбы и крупные валуны одного вида. В расположении камней избегают симметрии — их располагают одиночно и небольшими группами. Глыбы и валуны необходимо вкопать в землю таким образом, чтобы они сильно не выделялись над поверхностью.

    При использовании скатанных ледником гранитных валунов, их утапливают более чем на две трети или почти полностью. Когда же работают с глыбами, имеющими грани, их вкапывают на разном уровне плоскостью вверх, благодаря чему удается сымитировать плоскогорье (создается впечатление уступов).

    Меж групп камней и холмами прокладывают систему дорожек, которые разбивают сад на зоны. При этом дорожки (грунтовые или мощеные), не должны быть излишне декоративными.

    В образовавшихся зонах, ограниченных дорожками, создают композиции разной высоты, а возле камней высаживают древесные растения. Очень эффектно смотрятся карликовые сосны, туи и колоновидные можжевельники. Дополняют всю композицию в целом стелющиеся хвойные растения, низкорослые красивоцветущие кустарники и рододендроны. Рядом с древесными удачно будет смотреться высадка групп весенних эфемероидов, таких как крокусы, сциллы и хионодоксы. В результате весь рокарий состоит как бы из самостоятельных, но при этом связанных друг с другом композиций.

    Определенным связующим звеном между высотными композициями могут стать группы вересков, низкорослых злаков и эрик. В качестве общего фона рокария, в данном случае выступает грунт, покрытый мхом, мелкий щебень, либо кора (рубленая). Весьма эффектно смотрятся обширные покровы из почвопокровных растений: церастиумов, седумов, стелющихся флоксов, тимьянов, и др.

    «Альпийская лужайка» — ландшафтный сад, имитирующий растительные сообщества альпийских высокогорий. Пожалуй, что это один из самых стильных, и одновременно наиболее трудных в исполнении разновидностей ландшафтных садов - создать подобный сад под силу только профессионалу высокого уровня. В качестве самостоятельной композиции практически нереален, но как элемент может входить в композицию «каменистых горок», «горной долины», «горного склона».

    Этот рокарий должен не только создавать впечатление альпийского луга, расположившегося между камнями на горной осыпи, но помимо этого еще и обеспечивать для жизни растений максимально комфортные условия. Вообще же, ассортимент используемых видов довольно специфичен и включает в себя только дикие растения высокогорного альпийского пояса.

    Традиционными видами, без которых невозможно создание «альпийской лужайки», считаются эдельвейсы, ковровые камнеломки, низкорослые кустовые злаки, карликовые генцианы, минуарции, стелющиеся ивы, подушковидные драбы, миниатюрные ушковые примулы и другие редкие растения, весьма сложные в культуре. Растениям для благоприятного роста требуется небольшой, хорошо дренированный и, обязательно, защищенный от палящего солнца участок — терраса «горки». Терраса представляет собой площадку рядом с группой камней или под прикрытием горных сосен и можжевельников. Грунт, в данном случае, это слой известкового щебня, перекрытый гумусным слоем, состоящим из суглинистой луговой земли с добавлением лиственного перегноя. Ухаживать за таким участком довольно непросто из-за того, что горные виды в культуре разрастаются значительно активнее, нежели в природе, и характерный облик по этой причине теряется. Чтобы успешно ухаживать за редкими растениями, очень важно поддерживать баланс между видами и препятствовать чрезмерному разрастанию почвопокровных форм и злаков.

    «Лесной овраг» или «ложбина» — разновидность ландшафтного каменистого сада, который возможно создать, только если есть естественное понижение почвы. В первую очередь закрепляют склоны при помощи надежно вкопанных камней или террасированием. У края «оврага» можно разместить «каменистую горку» — это дополнительно подчеркнет неровность рельефа.

    Растения выбираются в зависимости от затененного расположения участка. Для таких рокариев это, как правило, сочетание кустовых и горизонтально растущих хвой ных и теневыносливых лесных видов папо ротников, купен на фоне естественно разрос шихся мхов, актей.

    Подобный «рокарий-овраг» лишь тогда выглядит эффектно, когда растения высажены не очень густо, и есть возможность рас смотреть каждый экземпляр или группу. Приятным дополнением сада может стать водопад-родник, бьющий на дне «ложбины».

    «Ущелье» — в большинстве случаев не бывает самостоятельной композицией, а является одним из элементов комбинированно го, достаточно сложного ландшафтного сада. Создают «ущелье» между склонов холмов. Стенки устраивают методом сухой кладки — лучше, когда их высота неодинакова, что спо собствует лучшему проникновению света, а при определенном расположении и разной степени освещенности склонов. Весьма эффектно в «ущелье» выглядят карликовые скальные виды: миниатюрные папоротники, рамонды, левизии, хаберлеи.

    «Стенка» - это один из самых распрост раненных элементов каменистых садов, и обычно служит опорой для склона или тер расы. Отдельно стоящая «стенка» использу ется либо как «каменистая гряда» для выра щивания коллекции горных растений, либо как оригинальный дизайнерский элемент в оформлении участка. Возводят «стенку» из природного камня или методом сухой клад ки, или укладывают камень на цементный либо известковый раствор. Скальные растения высаживают в щели между кладкой, или в специально созданные земляные «карманы». Наиболее традиционные растения: карликовые папоротники, минуарции, ампельные колокольчики, алиссумы, семпервивумы, драбы. Также довольно эффектно смотрятся спускающиеся древесные виды, которые высаживают во время строительства по мере укладки очередного яруса.

    «Водный каскад», «горный ручей» — могут быть как самостоятельными художественными композициями, так и только лишь элементами ландшафтного рокария. Безусловно, эффектным приемом является бегущая между камней вода, но при неверно выбранных пропорциях и месте расположения, это может сделать абсурдным и нелепым всю композицию в целом. Каскад водоемов с ручьем и водопадом смотрится естественно только на склоне крупного рокария или при использовании особенностей рельефа местности. Важно, чтобы сооружение не было излишне громоздким и не выглядело искусственным, и поэтому для создания каскада не подойдут свежедобытые камни — следует подыскать экземпляры естественных форм, в идеале — обработанные водой. В бассейне стенки обмазывают глиной, дно засыпают галькой, скрывая, таким образом, все следы их искусственного происхождения. Вдоль берегов естественно смотрятся растения прибрежной зоны: сибирские и японские ирисы, папоротники, злаки, примулы, кальты. Также очень красиво будут выглядеть ковровые виды, спускающиеся к воде, мхи.

    Сильного эффекта можно достигнуть, создавая «сухие каскады» - в этом случае роль воды играет крупный гравий.

    «Болотце» — интересный ландшафтный каменистый сад, создаваемый на переувлажненном участке почвы. Эффектно смотрится композиция холмистого сада, окружающего полузаросший прудик или «трясинное оконце» — для этого достаточно откопать на болотистых участках грунт (на небольшую глубину), а на более сухих участках потребуется устройство искусственного водоема. На края «болотца» насыпают грунт и придают ему очертания невысоких холмов. Вокруг «трясины» или прудика, непосредственно в берег, вкапывают гранитные валуны, скатанные ледником. Камни должны быть разными по размеру и не мелкими. Располагают их либо поодиночке, либо небольшими группами, причем вкапывать следует основательно, в некоторых случаях на три четверти их высоты. Важно, чтобы валуны были «утоплены» в грунт, как бы выступая из берегов и одновременно, поддерживая их. Чтобы организовать подход к композиции и была возможность ее осмотра, можно проложить мостки или дорожку из бревен. Также вполне уместно в «болотце» будут смотреться древесные коряги, но подобрать их лучше всего в водоеме или в природном болоте. По большому счету, это практически единственный тип каменистого сада, в котором использование дерева выглядит вполне естественно.

    «Трясина» — этот рокарий засаживают болотными растениями местной флоры, к коим могут относиться — вахта трехлистная, белокрыльник (калла болотная), злаки. На краю «болотца» высаживают только влаговыносливые растения, а более сухолюбивые — на холмистые берега, между камнями. Для композиции, расположенной в тени, вполне уместными окажутся лесные растения такие как: карликовые сорта ели обыкновенной и тсуги, папоротники, вересковые. Вблизи от солнечного «болотца» или прудика хорошо смотрятся растения прибрежной зоны и влажных лугов: бузульники, валерианы, узколистные ирисы, фиалки, бруннеры, кальты, литрумы, некоторые примулы, хосты, и т.п.

    «Миксбордер» — представляет собой бордюр, рабатку, грядку, расположенную вдоль дорожки, на фоне газона либо поверх подпорной стенки. По сути — это декоративный цветник, плотно засаженный садовыми растениями. Хорошо смотрится «миксбордер», выполненный с использованием камня и растений горных лугов. Если «миксбордер» расположен вдоль дорожки, камни (одиночно или небольшими группами) устойчиво вкапывают по всей длине цветника. Размеры камней должны быть таковы, чтобы они слегка возвышались над растениями - или даже как бы утопали в них.

    Пожалуй, самым эффектным можно назвать «миксбордер», в котором группы камней чередуются с невысокими террасами, закрепленными плитами — высота таких террас в пределах 40 см. Возле камней небольшими группами или одиночными экземплярами высаживают растения. А на площадках террас и у края «миксбордера» растения сажают низкорослыми группами либо ковровыми пятнами, стекающими с террас и выползающими на плиты дорожки.

    Устраивая «миксбордер», расположенный на террасе подпорной стенки, высокие камни не применяют. Для такого цветника оптимально подойдут широкие глыбы или валуны, вкопанные в землю приблизительно на половину своего объема, выбирая растения и камни, необходимо учитывать высоту стенки — чем крупнее стенка, тем мощнее должны быть высаживаемые растения и используемые камни. Также в подобном «миксбордере» органично смотрятся не только травянистые многолетники, высаженные группами, но и карликовые древесные пирамидальных, шаровидных и стелющихся разновидностей. У края террасы эффектны спускающиеся почвопокровные растения.

    Выбор тех или иных видов, используемых в «миксбордере», в основном обуславливается их внешним видом. Использовать «вычурные» виды не стоит — подойдут исключительно лишь дикие или близкие к ним садовые растения с изящными цветками и красивой листвой. Следует отдавать предпочтение растениям горных лугов, и уж не в коем случае нельзя использовать агрессивные сильноразрастающиеся и сорные виды.

    «Японский сад» — представляет собой изысканный, аристократичный каменистый сад. Данная разновидность рокария вовсе не моделирует традиционный, строго канонизированный «японский сад» - он всего лишь эстетически его напоминает.

    Такой рокарий проще всего разместить на небольшом изолированном участке. Лучше, если площадка, предназначенная под сад, будет отгорожена стеной, стриженой изгородью или массивом деревьев и кустарников с плотной кроной. Какой на участке рельеф, по большому счету, не важно - это может быть плоская поверхность, невысокие плавные холмы или склон, создающий для всей композиции своеобразный фон.

    Важная особенность рокария в стиле «японский сад» — умеренность и лаконичность. В «японском саду» нет места ни одной лишней или случайной детали, ни одному случайному растению - в нем абсолютно все должно быть продумано до мелочей, ухожено и опрятно.

    Хотя и допустимы, но все же нежелательны конкретные детали, указывающие на принадлежность к стилю, такие как, например: стенки из бамбука, каменные фонари, мостики и подобные им специфические атрибуты. Этот рокарий представляет собой миниатюрный ландшафт, в котором каждый камень и растение просматриваются только с точек обзора, созданных дизайнером.

    Каменный материал в таком саду должен быть старым, покрытым лишайниками. Располагают камни одиночно и группами по 3 – 5 так, чтобы в результате создавалось впечатление полуразрушенного горного массива (или обрушившейся скалы). Ключевое значение имеют свободные пространства, создающие перспективу, и являющиеся плоскостями для восприятия высотных композиций. Эту функцию могут выполнять поверхности, покрытые мхом, засыпанные галькой, имитирующей сухое русло, или водная поверхность. Безусловно, чрезвычайно важен подбор растений.

    Из древесных растений подойдут лишь те, которые можно легко формировать. Для российского климата лучше всего подойдут сосна (обыкновенная и горная), магония, самшит, карликовые сорта ели и рододендрона. Из листопадных допустимо применение некоторых видов ив, мелколистных кленов, плакучих яблонь, мелколистного барбариса, миндаля, японской айвы, и других аналогичных им видов. Растениям нужно придавать шаровидную, ярусно-горизонтальную или плакучую формы, и наоборот — недопустимы пирамидальные, колоновидные и свободно разросшиеся растения. Из травянистых используют только папоротники, узколистные ирисы и фоновые декоративно-лиственные растения. Мхи создают, имитируя при помощи ковровых седумов и сагинов.

    Поскольку «японский сад» ни коим образом не должен подавлять красками и пышностью форм, а напротив — располагать к созерцанию и размышлению, ярко цветущие садовые растения будут выглядеть вульгарно. Эстетика рокария, выполненного в стиле «японский сад» в первую очередь заключается в покое, тишине, слиянии с природой, в спокойных переходах оттенков зеленого, легком журчании ручья или ассоциативном восприятии воды за счет имитации сухого русла, цветение должно быть внезапным и не броским, как откровение...

    «Миниатюрный рокарий» — довольно своеобразный тип модульного цветника, появившийся в Европе и создававшийся в заброшенных каменных корытах для кормления домашнего скота и птицы. Эти, безусловно, забавные и эффектные украшения пришлись по душе садоводам, и в настоящее время налажен промышленный выпуск их имитаций, изготовленных из керамики и искусственного камня. Интересен этот рокарий в первую очередь тем, что, несмотря на малый размер, его композиция полностью повторяет облик настоящего большого каменистого сада. В нем присутствуют и скалы, поросшие растительностью, и каменистая равнина, и ущелье — в общем все, что только может позволить себе фантазия ландшафтного дизайнера... только в значительно меньшем масштабе. «Мини-рокарий» будет весьма уместно смотреться возле дома: на фоне газона, мощения, на террасе — в общем, во всех тех местах, где есть возможность и время полюбоваться этим маленьким произведением искусства.

    «Комнатный каменистый сад» — в принципе, это все тот же «миниатюрный рокарий», с той лишь разницей, что создан он в менее надежной керамической посуде, не рассчитанной на мороз. Соответственно, меняется и ассортимент используемых растений — это суккулентные виды, не зимующие в открытом грунте: крассулы, кактусы, гастерии, седумы, эхеверии, хавотции, пахифитумы, и многие другие. Разумеется, что эти маленькие садики требуют особенного ухода. Например, содержать их можно только на наиболее светлых местах (на подоконнике). Чтобы рост был медленным, полив всегда должен быть минимальный — буквально на грани увядания растений.

    В летний период, при достаточном освещении композиции поливают несколько обильнее, а помимо этого, еще и подкармливают. Если правильно ухаживать и удалять чрезмерно разросшиеся растения, такие сады могут жить годами, создавая, таким образом, свой микромир.